Байкальский тракт (старое название Заморский тракт) — автодорога, связывающая Иркутск и Листвянку. Является частью федеральной трассы М55 под обозначением М55Л. Протяжённость — 68 км. Тракт связывает всего один город с несколькими поселениями, но имеет федеральное значение. В выходные по тракту проезжает свыше 20 тысяч автомобилей.
Заморский тракт
Байкальский (Заморский) тракт проложен в XVIII веке. Начинался он в районе 130-го квартала в Иркутске. Когда-то здесь стояла городская застава. Путь разделялся на нижний, зимний Заморский, (когда Ангара замерзала, путники выезжали на лёд реки) и летний, когда брали чуть выше вдоль берега реки, по современной улице Байкальской. Дорога доходила до села Лиственичное, откуда путь продолжался в Забайкалье и далее на Дальний Восток. В летнее время через Байкал переплавлялись на судах, в зимнее – по льду озера. Байкал в те времена называли морем, поэтому и такое название тракта.


На тракте было устроено 3 почтовые станции: Патроновская, Тальцинская, Лиственичная. Расстояние между ними в среднем составляло 20,3 версты (22 км). Перевозки, содержание почтовых станций, ремонтные работы на тракте выполняли местные крестьяне. Путешествие по Байкальскому тракту от г. Иркутска до станции Лиственичная стоило путнику в конце XIX – нач. ХХ вв 1 рубль 83 копейки. Плата взималась за один перегон; определялась расстоянием между станциями. Стоимость версты пути устанавливалась в размере 3 копейки.

До XIX века больших населенных пунктов по тракту не было, в основном небольшие заимки иркутских мещан.

Позднее образуются деревни Б. и М. Разводное, Щукина, Пашки. У места впадения в Ангару р.Тальца был построен Тальцинский стекольный завод.

После постройки Транссиба (1901) до Порта Байкал и заключительного участка магистрали по КБЖД (1901-1905) значение тракта и интенсивность перевозок снизились. С этого же момента начинается закат Лиственичного и Порта Байкал как портовых поселков, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки через Байкал.


Старая дорога, пролегавшая ближе к берегу реки ушла под воду после строительства Иркутской ГЭС (1955-1959). Вместе с ней исчезли и деревни, станции железной дороги по левому, противоположному от тракта берегу. Железную дорогу проложили напрямую у южной оконечности Байкала через Олхинское плато.

Жители затопленных деревень и станций переселялись на новые места, так, например, появился поселок Молодежный. Он сформировался в 1956 г., сюда же из центра Иркутска перенесли сельскохозяйственную академию.


Новый Байкальский тракт проложили всего за четыре зимних месяца с января по апрель 1960 г. При проектировании трассы использовались планы строительства Транссиба по правому берегу Ангары от Иркутска к Лиственичному, созданные ещё в 1894 г. Причиной спешки стал запланированный на май визит 34-го президента США Д. Д. Эйзенхауэра, который выбрал Иркутск в качестве первого места для визита в СССР. Эйзенхаур уже бывал в Иркутске во время Гражданской войны, охранял консульство США. Визит сорвался из-за сбитого самолета-разведчика, но дорогу уже успели построить.

Также к визиту на Байкал было завезено несколько комфортабельных теплоходов («Бабушкин» и «Иркутск»), а также четвёртый в истории СССР сверхсовременный корабль на крыльях «Ракета-4».

Постройка современной автодороги с твердым покрытием открыла новую главу в истории Листвянки. Сюда начинают ходить рейсовые и экскурсионные автобусы. Строятся санатории Байкал (1960), гостиница Байкал (1970). У бывшей заставы «Рогатка» вырастает комплекс Лимнологического института. На 47-м километре тракта строится Музей деревянного зодчества Тальцы (1969-1980).






В 1970-1985 году в Листвянке начинает развиваться массовый туризм. У тракта устраиваются обзорные площадки.






Долгое время возле Тальцов располагалась обзорная площадка.
Байкальский тракт сегодня
Реконструкция Байкальского тракта, предполагающая его расширение до четырех полос с разделением транспортных потоков и развязками, была проведена в 2015-2017 годах до 21 км, остальная часть дороги остается двухполосной.
В 2021-2022 году были отремонтированы дорожное полотно и мосты через реки.
В 2024 году закончили установку освещения на всем протяжении тракта.
Дорога хорошо содержится. По тракту почти не ходят большегрузы и фуры, в будние дни и в низкий сезон машин немного. Поэтому 90% отдыхающих приезжают в Листвянку автотранспортом. Это либо индивидуальный трансфер (от 2750 руб), либо такси (2300-2800 руб), либо автобус (316 руб). Указаны средние цены по состоянию на конец 2025 года.
Сибирская Атлантида
В результате великой стройки только на пути от Иркутска до Байкала оказались затоплены 58 населенных пунктов, луга и пашни территорий подсобных хозяйств и леспромхозов, около 130 км автогужевых дорог и 58 км Транссибирской железной дороги со станцией Михалево и 6 разъездами. Вода ушла вглубь побережья местами до 150 метров, в зону затопления попало около 138,6 тысяч гектаров земли, 127 населенных пунктов, из них 9 городских. Было переселено 3,3 тысячи дворов, где проживало более 17 тысяч человек.
Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами, 2022
Автор Александр Каташевцев
Дубль статьи: dzen.ru